Кто такой
Книги нон-фикшн
Беллетристика
Рассказы
Статьи о несчастном покупателе
Самая разная наука
Вроде бы литература
Колонка и задачки в "Московской неделе" и Образцовый гороскоп
Не верю
Пресса о…
Друзья и товарищи
Фотогалерея
Новости
Дневник (ЖЖ)
Обратная связь


Главная Статьи о несчастном покупателе Гастроном Белки, жирки и витаминки Жажда сладкой жизни

Жажда сладкой жизни

С развитием цивилизации, появлением социума, а потом и продуктового изобилия у потребителя изменились приоритеты в области потребления. Точнее, изменение этих приоритетов было навязано производителями в стремлении продать именно свой товар. Теперь мы покупаем не пиджак (два рукава, три пуговицы), а марку, лейбл, нашитый на внутреннем кармане. Навязанные рекламой правила требуют, чтобы этот лейбл имел надпись обязательно латиницей, желательно с итальянским акцентом. Вполне пристойная одежда российского производства носит названия "Rico Ponti", "Purbo Prestige" и даже "FOSP" (здесь SP - это Санкт-Петербург!).

Другими словами, мы покупаем не товар, а имидж (образ) товара - не пиджак, а имидж преуспевающего джентльмена.

Особенно заметно это в области продуктов питания. Ну чем, собственно, могут особенно отличаться различные колы коричневатого цвета? Посмотрите на состав этих напитков - что "Пепси", что "Кока", принципиальных различий нет, несмотря на уверения производителей. Это вполне чувствуют и потребители, поэтому фирмы начинают продавать, не газировку, а ее имидж. Пожалуй, самый известный из них - образ "Пепси-колы" как напитка будущего, напитка молодости и успеха. Изображается все это надписью "Поколение next" да еще с этакой стрелкой, указующей направление движения - вперед, в грядущее! Покупаем не газировку, а молодость.

А теперь, немного разобравшись в рекламных приемах, давайте еще раз прочтем данные о составе, например, "Пепси-колы". Итак, в стандартной 330-миллилитровой жестяной баночке содержаться газированная вода и сахар, карамельный краситель Е 150а (это просто жженый сахар), ортофосфорная кислота Е 338 (безвредный подкислитель), кофеин, натуральные ароматизаторы и экстракты (составляющие главную тайну компании). Самый большой интерес в этом списке представляют кофеин и сахар, а "тайна компании" скорее всего на 90% состоит из ванилина и других недорогих пряностей.

В потребительских изданиях уже не раз обсуждался вопрос о количестве кофеина в "Пепси" (или "Коке"), поскольку дети и молодежь, основные потребители такого рода напитков, могут запросто выпить за день не 330 мл, а целую 2-хлитровую бутылку. Фирма не указывает это количество, но специальными исследованиями было установлено, что в такой бутылке кофеина примерно столько же, как в двух "взрослых" чашках крепкого кофе. Для возбудимых детей этот факт следует учитывать.

И, наконец, о сахаре. Производитель указывает, что в 100 мл "Пепси-колы" содержится 11,8 г углеводов. С уверенностью можно сказать, что все эти углеводы представлены в напитке именно сахаром (сахарозой). Купив килограммовую пачку быстрорастворимого сахара, нетрудно подсчитать, что кусок сахара весит 5,5 г, а значит, в 100 мл "Пепси" содержится 2,15 кусочка. Еще один простой расчет, и мы получаем, что в жестяной баночке содержится более 7 (семи!) кусков сахара. А в двухлитровую бутылку, которую мой племянник легко выпивает за день, фирма поместила 43 куска или 240 грамм сахара - стакан песку с верхом!

Неудивительно, что "Пепси-кола" вовсе не утоляет, а скорее - вызывает жажду и, следовательно, желание выпить еще и еще больше той же "Пепси". Надо ли объяснять, что это придумано фирмой совсем не случайно?

Впрочем, компания "Пепсико" учла современную тенденцию борьбы за здоровый образ жизни и, в частности, снижения калорийности питания. Выпущен продукт "Пепси-кола лайт", в котором в качестве подсластителя использован аспартам. Это вещество в сотни раз слаще сахара, соответственно его требуется очень немного и энергетическая ценность напитка составляет ничтожную величину. Но ничто не проходит бесследно! Аспартам настолько сладок, что после выпивания стандартной жестянки во рту надолго остается противный сладкий привкус, который хочется подавить...да-да, следующей порцией газировки...

Какой отсюда следует вывод? Имидж куплен, вы попали в поколение "некст". Но отдали деньги за сладкий, неполезный, а для некоторых даже вредный напиток. И пить по-прежнему хочется! А ведь есть известные и более дешевые способы утоления жажды. Простейший из них - пить минералку, желательно настоящую, в стеклянной бутылке. Не попробовать ли создать соответствующий имидж - ну, например, здорового образа жизни: "МИНералка - это мой МАКСимум"?

Пётр Образцов 
газета "Неделя"
06.04.2000

(1693 просмотра.)

Untitled Document
 

Web-мастер

Система управления сайтом HostCMS v. 5