Кто такой
Книги нон-фикшн
Беллетристика
Рассказы
Статьи о несчастном покупателе
Самая разная наука
Вроде бы литература
Колонка и задачки в "Московской неделе" и Образцовый гороскоп
Не верю
Пресса о…
Друзья и товарищи
Фотогалерея
Новости
Дневник (ЖЖ)
Обратная связь


Главная Статьи о несчастном покупателе История вещей и поступков История поступков Мы с тобой одной крови

Мы с тобой одной крови

<Братья меньшие> в истории человека

Наша пресса день ото дня уделяет все больше места проблеме домашних животных в жизни современного общества. Из газет мы постоянно узнаем о многочисленных решениях, принимаемых на различных уровнях муниципальной и государственной власти, о защите животного мира (вплоть до занесения отдельных видов животных в <Красную книгу>) и одновременно о повышении мер безопасности наших граждан, чьи права и тела периодически ущемляются неправомерными действиями отдельных представителей многочисленного коллектива домашних животных. Лучшие мастера отечественной журналистики бьются над решением вопроса о том, кто же виноват в этих правонарушениях, коим особенно привержены собаки охранных и бойцовых пород. Некоторые считают, виной тому изначальные отклонения в собачьей психике (в нашу страну, возможно, поставляются не самые лучшие представители элитных пород), другие во всем винят нерадивых хозяев, некорректно воспитывающих своих четвероногих питомцев. Однако граждане, читающие в газетах и журналах про все эти ужасы, по-прежнему толпятся среди прилавков Птичьего рынка и скитаются по собачьи клубам, разнообразным выставкам четвероногих и обществам любителей животных, дабы обрести желанного защитника семьи или просто преданного бессловесного друга. Откуда у человека такая тяга к <братьям меньшим>? Неужели представителю вида <человек разумный>, венцу творения одиноко, или даже не совсем уютно в обществе себе подобных?

На ранних этапах своего существования человечество в эпоху верхнего палеолита (поздняя фаза древнего каменного века, около 30 тысячелетия до н. э.) уже соответствовало современному антропологическому виду <человек разумный> (лат. ). При этом человек еще не полностью осознавал свою обособленность от животного мира и фактически считал себя членом общества четвероногих обитателей первобытных лесов. Классик литературы о джунглях Редьярд Киплинг прекрасно сформулировал это качество лесного человека в культовой фразе: <Мы с тобой одной крови, ты и я!>. Как показывают древнейшие красочные изображения различных животных в пещерах Пиренеев на границе между современными Францией и Испанией, первые европейцы окружающую их вселенную воспринимали как мир четвероногих. Лесные жители, которых на заре истории еще не называли <братьями меньшими>, кормили, поили и одевали первых людей. В результате древнейшие истоки религиозного сознания <человека разумного> связаны с персонификацией сил природы через образы животных. Многие народы в своих верованиях даже сотворение и обустройство мира связывают с животными. Так, например, индейцы современной Калифорнии считали, что некий ворон похитил у великого Серого Орла детали Вселенной (солнце, месяц, звезды), расставил их по надлежащим местам, а огонь и воду бережно доставил на землю. Со времен седой древности до наших дней следы обожествления диких животных дожили до наших дней в народных сказках (вспомните хотя бы сказочное противостояние волка и зайца, возродившееся в диснеевских мультфильмах и в отечественном сериале <Ну, погоди!>). Общеизвестно большое значение, придающееся 12 циклам восточного календаря (надеюсь, все помнят о том, что сейчас идет год Тигра). Многие народы мира (от индейцев до китайцев) свою благодарность к животным-жизнедателям отражали в том, что считали некоторые реальные и фантастические породы зверей прародителями родов вождей и даже императоров. Так родился обычай почитания тотемных (родовых) животных. Даже в средневековой Исландии существовал обычай fylgja, в соответствии с которым покровителями различных родов островитян считались ворон, собака и прочие звери. Итак, не будет преувеличением заявление о том, что первые боги людей имели облик и сущность <диких> животных.

Благодаря ощущению своего единства с природой человеку удалось в эпоху неолита (поздний каменный век, около 4 тысячелетия до н.э.) приручить многие виды животных. В результате доместикации (одомашнивания, происходившего на протяжении многих сотен поколений людей и животных) волки превратились в собак, дикие камышовые коты - в домашних кошек, место в стойлах заняли кони, коровы, бараны, свиньи. Последней в этом ряду природных слуг человека стала домашняя птица. Казалось бы, все ясно: забивай без особых забот скот и ешь питательное мясо, путешествуй верхом под охраной верного пса и записывай историю человечества гусиными перьями. Если бы человек столь прозаически относился к своим новым четвероногим друзьям, чьи предки населяли бескрайние первобытные леса, то не смог бы оправдать свое известное в науке определение <разумный>. Та бескорыстная дружба, которая возникла между человеком и его домашними животными, царившее во взаимоотношениях между ними безграничное доверие воспринимались нашими далекими предками как бесценный дар богов. В благодарность за это (и памятуя прежние верования далекой эпохи палеолита) творцы ранней человеческой цивилизации многих богов наделяли чертами домашних животных. Особенно ярко это проявилось в Древнем Египте. Бык здесь олицетворял великого прародителя богов Птаха и заодно бога солнца Ра, несущего жизнь. В дни религиозных торжеств египетские жрецы в сопровождении сложнейших ритуальных церемоний выбирали быка черной масти с белыми отметинами, который и нарекался именем бога. С VII века до н.э. подобным четвероногим вместителям небесной души поблизости от города Мемфиса было построено священное стойло - Апейон. Даже кошка почиталась египетскими женщинами под именем богини Бустис, символа солнечного ока, олицетворения веселья и радости. Археологам известны многочисленные захоронения кошачьих мумий, призванных принести процветание сторонникам этого культа в древнем египетском городе Бубастис. Диск солнца, почитавшийся египтянами под именем Амона, согласно зародившейся в верховьях Нила мифологии, помещался между рогами барана. Известно, что Александр Македонский, завоевавший Египет, был объявлен земным воплощением блистательного божества Солнца. В знак этого великий македонец носил золотой шлем, украшенный витыми бараньими рогами. Кстати, это послужило отечественным кинематографистам поводом сделать такой <рогатый> шлем центром интриги в знаменитом фильме <Джентльмены удачи>. Наконец, одно из самых загадочных божеств Древнего Египта, повелитель мира мертвых Анубис, изображался в виде существа с головой шакала или собаки Саб. Важную роль в культе Анубиса играли магические ритуалы, окруженные преградой зловещих запретов. Все детали экстерьера этого четвероногого (черный окрас, острые нос и уши, изящные очертания корпуса) представляют нам древнейшего предка ныне широко известной и любимой в Москве породы добермана-пинчера. Здесь завеса истории приоткрывается над тайной происхождения современных псовых пород, восходящих, как видно, к глубине веков. Охранительные функции этой породы, выведенной древними египтянами, реализуются в позднейшей роли Анубиса - охране символа жизни и возрождения природы бога Осириса. Кстати, извечным противником этого светлого символа древнего культа был бог Сетх, олицетворение пустыни или злых помыслов чужеземцев. Это воплощение зла египтяне изображали с головой осла. Итак, с полным правом можно определить характер восприятия египтянами царства богов как своеобразного отражения хорошо знакомого жителям долины Нила мира животных. Лишь на позднейших этапах существования Египта его боги обретают человеческий облик. Даже когда в I-II вв. н. э. здесь зарождались каноны христианского искусства, символами четырех евангелистов были выбраны образы орла, быка, льва и лишь в одном случае человекоподобного ангела.

Классическая Греция также не чуждалась участия зверей в жизни обитателей Олимпа.

Миры зверей и богов не разделяли и позднейшие язычники Европы. Царю богов древнегерманского пантеона Водану-Одину служат грозные волки и многомудрые вороны Хугин и Мунин. Показательно, что в великой битве богов и демонов, именовавшейся скандинавами зловещим именем Рагнарек, Одина побеждает чудовищный волк Фенрир, а бог грома и молний Донар-Тор сражается с мировым змеем Ермунгандом. Даже петуху нашлось место в северной мифологии - красноперый Гулликамби зовет на последний бой бессмертных героев-викингов.

Религиозный мир древних славян также был наполнен сонмом зверей. Чего стоят многочисленные Змеи Горынычи и превращающиеся в волков оборотни, до сих пор живущие в народных сказаниях.

Даже краткий очерк верований различных племен и народов, являющихся неотъемлемой частью нашей цивилизации, показывает невероятно важное значение, придававшееся человеком на протяжении многих тысячелетий своим четвероногим и пернатым соседям в земном общежитии. Значение это - источник жизни и благосостояния людей, истинная и беззаветная преданность домашних животных своим хозяевам - должно полностью осознаваться современными разумными обитателями нашей планеты. Мы естественным образом нуждаемся в ласке кошки или верности пса, своим происхождением связанным с деятельностью бесчисленной череды наших предков. <Человек разумный> несет бремя ответственности перед своими бессловесными собратьями, ибо все мы - дети единой матери-природы.

Владимир Кулаков 
газета "Покупатель"
19.04.2001

(1924 просмотра.)

Комментарии

AFAICT you've coveerd all the bases with this answer!
yQemHuldBQWQuUYzuI
AFAICT you've coveerd all the bases with this answer!
 · 08.05.2011 18:51:40 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

agreeably hello
«I haven’t seen you in these parts,» the barkeep said, sidling over and above to where I sat. «Designation’s Bao.» He stated it exuberantly, as if low-down of his exploits were shared aside settlers about multifarious a ‚lan in Aeternum.


He waved to a expressionless tun hard by us, and I returned his token with a nod. He filled a glass and slid it to me across the stained red wood of the excluding before continuing.


«As a betting chains, I’d be delighted to wager a fair speck of enrich oneself you’re in Ebonscale Reach on the side of more than the drink and sights,» he said, eyes glancing from the sword sheathed on my cool to the salaam slung across my back.


https://www.google.cm/url?q=https://renewworld.ru/sistemnye-trebovaniya-new-world/
 · 08.09.2021 11:30:05 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

54m7DO , [url=http://rggrhlomwcsa.com/]rggrhlomwcsa[/url], [link=http://htdovojwxnzs.com/]htdovojwxnzs[/link], http://dzlyitxweajg.com/
xfcUoMCtXhlbdmQ
54m7DO, [url=http://rggrhlomwcsa.com/]rggrhlomwcsa[/url], [link=http://htdovojwxnzs.com/]htdovojwxnzs[/link], http://dzlyitxweajg.com/
 · 16.05.2011 08:35:32 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

aagaEf &lt;a href=&quot;http://auggpechbugz.com/&quot;&gt;auggpechbugz&lt;/a&gt;
AQTVfqKcMXI
aagaEf auggpechbugz
 · 11.05.2011 19:39:42 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

M4bdCP , [url=http://nfaxrqfmmifq.com/]nfaxrqfmmifq[/url], [link=http://pwzhbayyroqz.com/]pwzhbayyroqz[/link], http://ugvuidjjxdrn.com/
SGPbtOHZQCeuiyYcx
M4bdCP, [url=http://nfaxrqfmmifq.com/]nfaxrqfmmifq[/url], [link=http://pwzhbayyroqz.com/]pwzhbayyroqz[/link], http://ugvuidjjxdrn.com/
 · 09.05.2011 16:22:01 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

3nGtxS &lt;a href=&quot;http://vygjqdrjqlzb.com/&quot;&gt;vygjqdrjqlzb&lt;/a&gt;
oVgeVRgYLVTHpMEH
3nGtxS vygjqdrjqlzb
 · 09.05.2011 06:06:33 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

Untitled Document
 

Web-мастер

Система управления сайтом HostCMS v. 5