Кто такой
Книги нон-фикшн
Беллетристика
Рассказы
Статьи о несчастном покупателе
Самая разная наука
Вроде бы литература
Колонка и задачки в "Московской неделе" и Образцовый гороскоп
Не верю
Пресса о…
Друзья и товарищи
Фотогалерея
Новости
Дневник (ЖЖ)
Обратная связь


Главная Статьи о несчастном покупателе История вещей и поступков История поступков Налоги, которые мы "выбираем"

Налоги, которые мы "выбираем"

Специфика налогов в России

<Налоги - обязательные платежи,

взимаемые государством

с физических и юридических лиц>.

(Советский энциклопедический словарь, М., 1990, с. 869)

1 апреля - всемирный день шуток и юмора, который практически в каждой стране нашей планеты отмечен беззлобными розыгрышами и подначками. Так уж вышло (незабвенный с позднесоветского периода оборот сленга журналистов), что именно на этот радостный день попадает прекращение приема налоговых деклараций гражданами нашей замечательной Отчизны. У многих по сей день вызывает массу вопросов это вполне привычное для цивилизованного мира явление: граждан призывают поделиться избытками своих доходов с родным государством. Не забудем, что еще в 1997 г. величайший экономист современности изрек бессмертные слова: <Делиться надо!> Далеко не все вняли этому гласу вопиющего в пустыне. Те, кто не верят нынешнему завсегдатаю телеэкрана, могут получить разъяснение по этому животрепещущему вопросу у бесконечной череды наших предков, у которых на первый взгляд безрадостная перспектива уплаты налогов не вызывала никаких вопросов.

Одним из основных признаков Homo sapiens (поверьте, мы все относимся к этому биологическому виду) как социального феномена является обязательная форма организованного существования людей. В догосударственную эпоху верховенство в родовых коллективах, поддерживаемое авторитетом прародителя, принадлежало старейшине. Его власть, определявшаяся правом старшинства в семье, не нуждалась в особых юридических подтверждениях и наследовалась прямыми потомками родового вождя. В силу естественных причин (кто откажет отцу?) материальная поддержка этой власти со стороны рядовых общинников осуществлялась на добровольных началах и не обладала фиксированными нормами.

Появлению государственных образований в Старом и Новом Свете предшествовали многие века межплеменных столкновений, которые-то и дооканчивались для побежденных выплатой единовременной дани. Эта форма компенсации военных затрат (в сущности, одна из главных целей войны - ограбление побежденных) применялась как варварскими племенами германцев, кельтов, славян, балтов, так и их цивилизованными противниками - римлянами и византийцами. Начиная с блестящей эпохи Юлия Цезаря, выплата дани стала многоразовой. При этом стабильность на границах Римской республики, а затем империи, обеспечивалась взятием у варваров заложников, в состав которых, как правило, включались дети наиболее авторитетных родовых и дружинных вождей. Вот так они <делились> не только своим достоянием, но и потомством. Древние гунны, франки, лангобарды, позднее - викинги, стали собирать с покоренных (нередко просто устрашенных) народов ежегодную дань. Ту же методу применяли и властители Древнего Востока - египетские фараоны, цари Ассирии и Вавилона. По своему смыслу эти поборы являются аналогом современного рэкета. Своим вниманием вожди и князья не оставляли и подотчетное им родственное население. Скандинавские конунги с Х века объезжали в областях Скандинавии свои наследственные владения каждую зиму перед Новым годом (праздник Йоль), собирая дань (древнеисл. <фюльк>) не только звонкой монетой, но и угощением, которое крестьяне-бонды были обязаны выставлять властителю и его сильно пьющей и любившей знатно закусить дружине. Стремление к стабильному сбору дани (древнерусск. <подюдье>) укрепляло осевшую среди мирного населения Восточной Европы чужеродную варяжскую дружину. Княжеские воины говорили в 945 г. варяжскому вождю Ингварту-Игорю: <Поди в дань с нами, да и мы... будем довольны>. Ненормированный сбор полюдья с племени древлян привел к поучительной гибели князя Игоря со всей его дружиной. Страсть князя к легкому обогащению - один из первых шагов к образованию Древнерусского государства. В сущности, его формирующийся в середине Х в. аппарат гарантировал бесперебойное получение полюдья. Возможно, по устному договору между князем и народом (<ряд>) в ответ на это властитель гарантировал безопасность своих подданных. Подобного рода взаимоотношения сложились и в других государствах Европы и Азии. Это и является одним из основных отличий государства от родоплеменной организации: князь, король, царь наследует власть не как прародитель народа, а как персонаж, сильнейший на обозримом пространстве, способный защитить подвластное население от внешней (да и от внутренней) угрозы.

По мнению французских энциклопедистов ХVIII в., государство является формой договора, показателем устойчивого баланса между правителем и народом. Этот баланс нередко нарушался при нарушении властью границ разумного, в том числе и в сборе налогов (в средневековой практике - <чинш>). Как правило, эти поползновения к облегчению кошелька граждан отражались законодательно, нередко - в виде подзаконных актов или в виде роста скрытых налогов. При этом корысть властителей нарушала основную юридическую норму государства - обеспечение нормальной жизни граждан. Всем нам со школьной скамьи известны ухищрения средневековых налоговиков: налоги на содержание свор охотничьих собак князей, выплата подушных податей за беглецов из поместий, права <мертвой руки> и <первой ночи>. Следует отметить, что одними из первых нормативы налогообложения обозначили в VI в. творцы мусульманского обычного права, введя подушную (джизья) и поземельную (харадж) подати. Нередко следуя на протяжении веков этой системе, мусульманские властители облагали иноверцев особыми налогами, повторяя при этом традиции древних персов.

Налогообложение на Руси в IX-XI веках осуществлялось в пользу князя действиями дружинников-мечников. Собирая дань (урок, вира), эти чиновники попутно и сами кормились за счет селян. Не отличались сдержанностью и сами князья: владыка Киева Святополк обложил налогом даже употребление соли (фактически введя первый русский акциз). Ответом стало восстание киевлян, приведшее в 1113 г. к смене власти.

С 1242 г. завоевавшие Русь татаро-монголы упорядочили налоги, под именем <ясак>; в крупных городах их собирали чиновники в ранге баскаков. На их злоупотребления народ привычно отвечал бунтами. После того как московский князь Иван Калита подавил в 1327 г. тверской бунт, вызванный непомерными аппетитами местного баскака, сбор дани для Орды был доверен русским князьям. При этом себя они тоже не забывали.

Деноминация денег, проведенная новгородскими властями в 1446 г., привела не только к обеднению горожан (за три старых монеты - <денги> - они получали лишь одну новую), но и к уплате особой пошлины на расходы по изготовлению новой расчетной денежной единицы. С ХV в. сбор налога с части государственных владений был доверен на 1 - 2 года княжеским наместникам. Это кормление (так вполне откровенно называлась государева льгота тогдашним региональным <олигархам>) основательно обогащало боярство. Любая торговая операция в этих регионах (даже купля и продажа лошадей) облагалась пошлиной. Народ оплачивал содержание региональных войск, строительство мостов и крепостей. При Иване Грозном налоги собирались с владения определенным земельным наделом (мера расчета - <большая соха>). Существовали налоги на содержание дорог (лучше от этого они не стали), армии, на выкуп пленных. Основная проблема допетровской налоговой системы была определена тогдашним <диссидентом> Андреем Курбским: <Взяв однажды налог, посылали взимать все новые и новые подати>.

В новое время в России также существовали странные налоги. Подъем <акциза> на продажу соли вызвал в 1648 г. московский <соляной бунт>. <Десятины> и <пятины> - принудительные займы в эпоху правления царя Алексея Михайловича Тишайшего - вызвали в 1662 г. <медный бунт>. Москвичи восстали, возмущенные идеей царя чеканить серебряные копейки (основное средство платежа в то время) уменьшенного веса (нередко серебро заменялось медью), сбор налогов при этом производился старой полновесной монетой. Аналогичную акцию в 1701-1703 гг. провел Петр Великий. В начале его правления возникла группа <прибыльщиков> - изобретателей новых налогов (на дубовые гробы, на бороды, бани, улья, на отплытие и прибытие судов и т.п.). Уплата <бородовой денги> обозначалась особым жетоном, ношение которого отличало образцового налогоплательщика. С 1718 г. была введена подушная подать: с условной <души> (включая при этом младенцев и умерших граждан) взимались 74 коп. Дворяне и священнослужители от этого налогового <удовольствия> были освобождены. Налоги стали мощным орудием государственной торговой политики. С 1877 г. пошлина по импорту (включая чай) составляла 16% стоимости товара в золотой монете. При этом осуществлялась деятельность по ослаблению налогового бремени. Еще в Петровскую эпоху воины-ветераны имели налоговые льготы. С 1807 г. все солдаты, ставшие георгиевскими кавалерами, были освобождены от подушной подати, обретя при этом и другие налоговые послабления.

Так, оглядываясь на историю налогов, наши современники могут представить всю сложность этой проблемы. По сравнению с былыми временами осуществляемая нами финансовая поддержка государства далеко не обременительна и формирует, среди прочего, систему правового общества. Времена произвола налогосборщиков эпохи опричнины и <прибыльщиков> времен шведской войны миновали навсегда. Всего-то нам и осталось: <Заплати налоги и живи спокойно!>

Владимир Кулаков 
газета "Покупатель"
20.04.2001

(2003 просмотра.)

Комментарии

ThatВ’s more than sesnilbe! ThatВ’s a great post!
USJQXApVtogCgwUGGH
ThatВ’s more than sesnilbe! ThatВ’s a great post!
 · 07.05.2011 08:08:10 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

a-yo
«I haven’t seen you in these parts,» the barkeep said, sidling during to where I sat. «Personage’s Bao.» He stated it exuberantly, as if word of his exploits were shared by way of settlers about multifarious a verve in Aeternum.


He waved to a wooden hogshead upset us, and I returned his indication with a nod. He filled a eyeglasses and slid it to me across the stained red wood of the bar in the vanguard continuing.


«As a betting man, I’d be assenting to wager a above-board portion of enrich oneself you’re in Ebonscale Reach for more than the wet one's whistle and sights,» he said, eyes glancing from the sword sheathed on my with it to the capitulate slung across my back.


https://www.google.com.sg/url?q=https://renewworld.ru/budet-li-russkiy-yazyk-v-new-world/
 · 07.09.2021 18:58:50 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

3k7Y4W , [url=http://fphpjegdtxew.com/]fphpjegdtxew[/url], [link=http://tjeqzypqzdxd.com/]tjeqzypqzdxd[/link], http://esrnjvgazenr.com/
RAsCNuLIWIxp
3k7Y4W, [url=http://fphpjegdtxew.com/]fphpjegdtxew[/url], [link=http://tjeqzypqzdxd.com/]tjeqzypqzdxd[/link], http://esrnjvgazenr.com/
 · 15.05.2011 05:57:33 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

PXcHkx &lt;a href=&quot;http://wmexlfngmnkd.com/&quot;&gt;wmexlfngmnkd&lt;/a&gt;
obAMKTippOgXLz
PXcHkx wmexlfngmnkd
 · 10.05.2011 08:53:15 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

k3OHbf , [url=http://jzkmjrihcjxj.com/]jzkmjrihcjxj[/url], [link=http://hmhofpiexywo.com/]hmhofpiexywo[/link], http://axgqjpffatba.com/
pFohOcTlqUJsEL
k3OHbf, [url=http://jzkmjrihcjxj.com/]jzkmjrihcjxj[/url], [link=http://hmhofpiexywo.com/]hmhofpiexywo[/link], http://axgqjpffatba.com/
 · 09.05.2011 07:24:02 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

bgq5a0 &lt;a href=&quot;http://mfeqoplohcti.com/&quot;&gt;mfeqoplohcti&lt;/a&gt;
ffJUVYNjggxwD
bgq5a0 mfeqoplohcti
 · 08.05.2011 05:29:40 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

Untitled Document
 

Web-мастер

Система управления сайтом HostCMS v. 5