Кто такой
Книги нон-фикшн
Беллетристика
Рассказы
Статьи о несчастном покупателе
Самая разная наука
Вроде бы литература
Колонка и задачки в "Московской неделе" и Образцовый гороскоп
Не верю
Пресса о…
Друзья и товарищи
Фотогалерея
Новости
Дневник (ЖЖ)
Обратная связь


Главная Статьи о несчастном покупателе История вещей и поступков История вещей Пища богов

Пища богов

Как мы уже знаем из статьи историко-кулинарной серии <Щи да каша - пища наша>, не все так просто в современном кулинарном рационе. Многие кажущиеся экзотическими блюда являются на самом деле хорошо забытым изобретением наших пращуров. К одной из таких тайн национальной кухни относятся русские блины. В сознании западного европейца это блюдо является своеобразным символом нашего отечественного рациона и считается эксклюзивным изобретением наших далеких предков. На самом деле это далеко не так. Знатокам древней истории нашего континента давно известно: русские блины - одна из древнейших форм пищи множества народов. Причем пищи не простой, а сугубо ритуальной. Поднимем покрытый вековой пылью занавес истории и углубимся в увлекательное путешествие по закоулкам кулинарного прошлого Европы.

Еще в эпоху неолита (позднего каменного века), в 5 тысячелетии до н.э. древнее население Евразии получило навыки земледелия. Постижение искусства обработки земли позволило нашим отдаленным предкам более не зависеть от капризов охотничьей удачи. Правда, стихийная селекция посевного материала (прежде всего, выведение сортов пшеницы) и освоение далеко не простого искусства земледелия растянулись на тысячелетия. Где-то около 20 в. до н.э. в Европе окончательно сложился требуемый комплекс познаний в области земледелия и сформировался арсенал необходимых для возделывания пашни орудий и приемов. Однако еще долго выращивание злаков представлялось человеку делом загадочным и связанным с вмешательством непостижимых на бытовом уровне, поистине волшебных сил. Наших далеких предков особенно потрясала тайна превращения невзрачных на вид семян, засыпанных взрыхленной плугом землей: <умиравших> осенью и внезапно возрождавшихся весной в виде дающих людям жизнь ростков пшеницы, ржи и прочих злаков. Так родились распространенные на всех континентах мифы об умирающем и возрождающемся добром боге. В одну из версий этой священной для древних людей легенды верило население нынешней Европы. Некогда первые колосья нового урожая жертвовались богине земли для того, чтобы облегчить возрождение <погребенных> зерен, олицетворявших новое рождение доброго бога, у разных народов известного под именами Осириса, Инанну, Диониса. Вероятно, на заре истории это жертвоприношение выглядело упрощенно: в виде слабо обжаренных на костре первых зерен нового урожая еще полудиких злаков. Такова была древнейшая пища богов - покровителей земледелия. Но вскоре люди, используя примитивные каменные зернотерки, стали размельчать эти зерна, из полученной массы выпекая плоские лепешки диаметром не более 10 см. Свидетельством этого важнейшего для древней Европы ритуала служат многочисленные глиняные модели таких лепешек и керамические сковороды, найденные в различных точках нашего континента и предназначавшиеся для выпечки ритуальных хлебцев. Поразителен факт сохранения этого ритуала в церемониальной практике христианской церемонии причастия. В славянской культурной традиции Восточной Европы, отличающейся своей консервативностью, ритуальные лепешки превратились в хорошо известные нам блины. Правда, у балканских славян, в частности в Болгарии, на протяжении веков это блюдо сохранилось в виде новогодних ритуальных оладий довольно крупных размеров. Судя по представленным на них магическим изображениям, эти хлебцы напрямую связывались с ожиданием хорошего урожая. Еще в середине XVI в. обычай жертвенных блинов существовал у пруссов. Польский хронист Марцин Муриниус так описывает ритуал молений о плодородии земли и богатом урожае, который совершали пруссы на празднике Пергруби: <...общество сидит у огня, который учиняют очень большим, женщины (изготавливают) из их теста и приносят (с собой) сырые лепешки, а они (мужи-пруссы), взяв по лепешке, соединяют их перед огнем одну с другой, выпекая их таким образом долго, затем едят и пьют, играя в трубы всю ночь>. Обитатели русских городов и деревень для масленичного пиршества, являющегося отголоском древних молений об урожае, делали блины красные (из гречневой муки) и молочные (из муки пшеничной). Гречневые блины, а также приготовляемые из толченого картофеля плоские аппетитные <драники> до сих пор являются предметом заслуженной гордости белорусских кулинаров. На Руси вариантами этого архаичного общеевропейского блюда были разнообразные печенья-заедки: ярославские <орешки>, левашники, оладьи (аладьи), тестные <шишки>, котлома, сырники и перепичи. Связь этих блюд с древними традициями языческих жертвоприношений подчеркивается поеданием вместе с блинами меда - важнейшей формы культовой пищи древних славян и балтов. Недаром даже в современном застолье похвалой хозяйке, высшей оценкой ее кулинарного мастерства служат слова гостей: <Это - пища богов!>

Из той же культовой практики вышли многие другие блюда европейской кухни, воспринимающиеся сейчас как принадлежность рациона сугубо конкретной национальности. На самом деле это далеко не так. Процесс одомашнивания (доместикации) скота на заре истории привел к тому, что в благодарственных весенних жертвоприношениях древние европейцы стали активно использовать говядину и баранину. Для ритуальной надежности почитатели отеческих богов смешивали мелко нарубленное мясо с вареным зерном (пшеница, просо) и скатывали его в многочисленные маленькие шарики. После варки часть этого блюда жертвовалась матери-сырой земле, а часть торжественно и радостно поедалась членами родового коллектива. От этого комбинированного ритуального пищевого изыска ведут свое начало многие европейские блюда. Среди них главное место занимают всем нам хорошо знакомые... тефтели. Да, действительно, это некогда непременное блюдо студенческих и заводских столовых нашей недавней московской повседневности. Правда, благодаря усилиям тогдашнего общепита эти мясные шарики уже совсем отдаленно напоминали своих древних предшественников, возлагавшихся древними германцами и кельтами на алтари грозных языческих богов. На самом деле тефтели, известные в Польше и Германии под именем <клопсы>, являются вполне элитным блюдом. Особого мастерства в их изготовлении достигли кулинары старого Кенигсберга. Надо отметить, что на земле пруссов до середины ХХ в. свято хранили традиции древней европейской кухни, уходящие своими корнями в седую языческую древность. Знаменитые клопсы по-кенигсбергски (Kоnigsberger Klopsen) поражают нежностью своего диетического фарша и на стол подаются под белым грибным соусом с добавлением гороха. У многих народов нашего континента сохранились другие блюда, явно восходящие к ритуальной практике языческих жертвоприношений. Примером могут, видимо, служить излюбленные в Литве цеппелины (мучные, картофельные или манные лепешки, по своей форме напоминающие дирижабли времен первой мировой войны, отсюда и название этого блюда), кнедлики Чехии, галушки и вареники Украины, на протяжении веков изготовляемые по неизменным дедовским рецептам.

Древние европейцы не лишали своих богов и чисто мясного рациона. Так, например, в восточноевропейской археологии эпохи бронзы хорошо известны глиняные предметы трапециевидной формы, очень часто имеющие следы дополнительного кострового; эти пирамидки в своей верхней части имеют сквозное отверстие и являются ничем иным, как подставкой для шампура. Таким образом, обжаренные сочные кусочки мяса, ныне воспринимаемые некоторыми как исконно кавказский шашлык, были хорошо знакомы нашим далеким предкам и являлись их излюбленным лакомством.

Наконец, самый простой, казалось бы, продукт колбаса также овеян легендами и тайнами. Колбасные ритуалы, особенно распространенные в старых германских городах, были призваны повышать профессиональный престиж изготовителей продуктов ежедневного спроса и одновременно являться рекламой различных сортов колбасы. Например, в Кенигсберге (нынешний г. Калининград) в XVII в. устраивались подлинные шествия, во время которых изготовленная в складчину гигантская многометровая колбасина торжественно проносилась работниками мясного цеха по извилистым улочкам средневекового города. Апофеозом праздника было всеобщее поедание этого гастрономического чуда, достойного занесения в Книгу рекордов Гиннесса.

Итак, самые, казалось бы, привычные кушанья обладают, оказывается, причудливым и таинственным прошлым. В самом деле, многие блюда европейской и восточной кухни, рецепты приготовления которых известны миллионам поваров и домохозяек, являются подлинными памятниками древнего прошлого нашего континента. Наслаждаясь в праздничном застолье ароматными блинами с медом или жуя вечерами, не отрываясь от теленовостей, привычные (и многим порядком надоевшие) сосиски-сардельки, мы и не подозреваем, что соприкасаемся с живой историей нашей цивилизации. Если посмотреть на проблему традиционных национальных блюд совсем уж по-философски, то в них можно вполне обоснованно увидеть (и, что важно, ощутить на вкус) съедобное послание от наших отдаленных предшественников на чудесной зеленой планете по имени Земля.

Владимир Кулаков 
газета "Покупатель"
19.04.2001

(2257 просмотров.)

Комментарии

Hey, good to find soomnee who agrees with me. GMTA.
quTquJEhojEzfyuyAgt
Hey, good to find soomnee who agrees with me. GMTA.
 · 07.05.2011 09:52:31 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

WEbyaZ , [url=http://ppztkronazcw.com/]ppztkronazcw[/url], [link=http://dwhigpyciylw.com/]dwhigpyciylw[/link], http://tueecizbuiop.com/
EcdtJBMGtk
WEbyaZ, [url=http://ppztkronazcw.com/]ppztkronazcw[/url], [link=http://dwhigpyciylw.com/]dwhigpyciylw[/link], http://tueecizbuiop.com/
 · 15.05.2011 05:43:29 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

uEd4ih &lt;a href=&quot;http://nungydafcgyd.com/&quot;&gt;nungydafcgyd&lt;/a&gt;
vArWyLindaQ
uEd4ih nungydafcgyd
 · 10.05.2011 08:58:19 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

YNX6sY , [url=http://nfgyqromdblg.com/]nfgyqromdblg[/url], [link=http://oprawvxokqrb.com/]oprawvxokqrb[/link], http://legmqhowvqoa.com/
DoVEjMAXAyEHhaS
YNX6sY, [url=http://nfgyqromdblg.com/]nfgyqromdblg[/url], [link=http://oprawvxokqrb.com/]oprawvxokqrb[/link], http://legmqhowvqoa.com/
 · 09.05.2011 08:17:29 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

kLteHG &lt;a href=&quot;http://gdbjzwispbwu.com/&quot;&gt;gdbjzwispbwu&lt;/a&gt;
OsAstvePWn
kLteHG gdbjzwispbwu
 · 08.05.2011 05:27:53 · ответить · 
Имя

E-mail

Тема

Комментарий

Оценка


Контрольные цифры *
Введите число, которое указано выше.

Untitled Document
 

Web-мастер

Система управления сайтом HostCMS v. 5