Стыковка на земле
Сигареты «Союз-Аполлон», выпущенные на фабрике «Ява» в Москве в 1975 году в честь совместного советско-американского полета, не были первыми сигаретами из виргинского табака на советском рынке. Американские «Филип Моррис» продавались в буфетах некоторых творческих союзов, например, в Доме композиторов. Входявшие в этот союз певцы были даже уверены, что причиной такого благоволения к деятелям голосовых связок является полезность дыма виргинского табака для горла. Пачка таких сигарет стоила фантастически дорого — 2 рубля при цене обычных советских сигарет с фильтром копеек 20. Зато «Союз-Аполлон» можно было купить за 70 копеек, причем в Москве довольно свободно. Эти сигареты были изготовлены из смеси виргинского и турецкого ( «Дюбек») сортов табака, причем доля виргинского — из-за которого, собственно, эти сигареты и пользовались популярностью, постоянно изменялась в сторону уменьшения. На излете массового производства «Союз-Аполлон» в 1990 году эта доля приближалась к нулю, хотя другое отличительное свойство сигарет — незатухаемость, у них сохранилось. Объясняется это просто — бумага, а может быть, частично и сам табак были пропитаны селитрой, при нагревании выделяющей кислород. То есть для горения табака не требуется втягивание воздуха. Точно так же «работает» дымный порох, состоящий из смеси угля, серы и селитры.
Нельзя сказать, однако, что обладание «Союз-Аполлоном» стало признаком особого шика. Нарождающаяся буржуазия в лице фарцовщиков, торговых воров и бюрократии все равно продпочитала настоящие западные сигареты. А генеральный секретарь Леонид Брежнев вообще курил примитивные демократические «Краснопресненские» по 24 копейки. Сейчас снова стали производить «Союз-Аполлон», причем даже сорта «лайтс», но они мало кого интересуют. Страна завалена американскими сигаретами, пусть и набитыми в Польше. Единственное преимущество «Союз-Аполлон» — более низкая цена, но небогатые курильщики все равно курят «Приму», дым которой можно в принципе использовать как боевое отравляющее вещество.