Кто такой
Книги нон-фикшн
Беллетристика
Рассказы
Статьи о несчастном покупателе
Самая разная наука
Вроде бы литература
Колонка и задачки в "Московской неделе" и Образцовый гороскоп
Не верю
Пресса о…
Друзья и товарищи
Фотогалерея
Новости
Дневник (ЖЖ)
Обратная связь


Главная Самая разная наука Космос Юбилей любимого трактора

Юбилей любимого трактора

Юбилей любимого трактора

Исполнилось 40 лет с того дня, как на Луне высадилась и поехала по своим научным делам первая советская самоходная лаборатория «Луноход-1».

 

Есть такой известный вопросник, экзамен на банальность. Кто поэт, только быстро? Всегда отвечают — Пушкин. Птица? — Ворона. Дерево? — Береза. Так и нашим луноходом — «может, лучше про реактор, про любимый лунный трактор?» Гений Высоцкого навсегда заставил нас немного иронически относится к луноходу. А ведь уноход, точнее, «Луноход-1» и «Луноход-2» — это огромное, совершенно выдающееся достижение советских ученых 70-х годов прошлого века.

«Луноход-1» начал работать на Луне ровно 40 лет назад, 17 ноября 1970 года. Этому событию была посвящена пресс-конференция в РИА «Новости» с участием штурмана-навигатора лунохода Викентия Самаля, водителя лунохода, заслуженного испытателя космической техники, профессора, генерал-майора Вячеслава Довганя, технического руководителя испытаний систем управления и тренировок экопажа Роберта Мэнна и заведующего лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН Александра Базилевского.

Сначала — факты. После прилунения в Море Дождей «Луноход-1» съехал с посадочной платформы на лунный грунт (реголит) и приступил к изучению Луны. Движением, маневрированием и различными операциями самоходной лаборатории по радио управлял экипаж из Центра в Симферополе. «Луноход-1» проехал по Луне 10,5 километра, сделал и отослал на Землю 25 тысяч фотографий и более 200 лунных панорам, провел ряд физико-механических и химических исследований реголита. Почти через год, 30 сентября 1971 года «Луноход-1» на связь не вышел, а вскоре были прекращены и попытки его «оживить». Александр Базилевский считает, что «просто израсходовалось до 80% ядерного топлива (полоний-210), а оставшихся 20% уже было маловато». С ним не совсем согласен Викентий Самаль — «сели аккумуляторы, они у нас, как и на автомашинах, просто дрянь».

Были и курьезы. Луноход был доставлен на Луну межпланетной станцией «Луна-17», но народу было сообщено о запуске очередной ракеты для «продолжения исследований Луны». Советское радио рассказало о луноходе только после успешного прилунения и спуска на поверхность Луны. Уровень секретности был такой, что о событии Роберт Мэнн и Александр Базилевский услышали по радио, будучи в Джанкое. Но не догадывались тогда и о подлиных целях запуска «Лунохода-1».

--Мы и не знали, — говорит Александр Базилевский — что луноход должен был выбрать место посадки для готовящейся лунной экспедиции с космонавтами на ракете Н-1. Она ведь потом не только сама взорвалась, но и сожгла стартовый комплекс, и работы по этой теме были прекращены. Более того, планировалось запустить две ракеты, одна из них резервная, и если на Луне что-то случится с первой, то космонавт доолжен будет на луноходе подъехать к резервной! Где же ему поместиться? Была предусмотрена специальная тележка, а однажды для проверки к луноходу привязали «Запорожец“ — и он успешно его тащил! На Земле, разумеется. Кстати, при выборе места посадки пользовались и американскими снимками Луны — и откуда они только у нас взялись?»

Ответ, конечно, совершенно очевиден. Но вот на вопрос, в какой одежде работал экипаж — все же военные, Вячеслав Довгань ответил неожиданно.

--Работали в военной форме, но без галстуков. И однажды большому начальнику это не понравилось, но мы ведь были увешаны разной медицинской аппаратурой, галстук мешает. В помещении управления к тому же было очень жарко. Упросили переодеваться в удобное гражданское, нам разрешили.

Вячеслав Довгань вспомнил еще один курьез, произошедший с «Луноходом-1». Однажды аппаратура сообщает — падает температура станции. Падает температура колес. Почти паника. И тут один из водителей раздвигает шторы на окне и показывает — Луны-то нет! И сигнала поэтому нет — в тот день было лунное затмение, вот и вся штука. А однажды получили письмо из колхоза на Кубани. Пишут, что зачем вы на Луне трактор гоняете, лучше бы у нас что-то такое сделали, а то наши комбайны никуда не годятся.

В стране, где награждают непричастных, а наказывают неповинных непосредственные участники работы с «Луноходом-1» никаких особых наград не получили. Роберту Мэнну, правда, вручили самодельную шуточную медаль коллеги из НПО им. Лавочкина, которое изготовило луноход. В приложенном дипломе сказано, что носить медаль он имеет право только по согласованию с отделами номер 1, 2… и так далее, до 401-го, кажется, отдела.

В 1970-х годах все расчеты и операции с луноходами производили на компьютерах размером с комнату и мощностью в миллион раз меньшей, чем у современной игрушки «Нинтендо». Однако когда спускаемый аппарат станции «Луна-16» взял пробы реголита и отправился в обратный путь к Земле по рассчитанной баллистической траектории, без корректировок, он, пролетев 400 тысяч километров, приземлился всего в 500 метрах от расчетной точки! И «Луноход-1» вовсе не умер — некоторые агрегаты еще продолжают служить человечеству. Совсем недавно американцы получили отраженный лазерный луч от уголкового отражателя этого лунохода. И собираются использовать эти данные для очередной проверки Общей теории относительности. А остальные агрегаты? Как пошутил один из водителей, они «функционируют, но не работают».

 

05.12.2010

(1308 просмотров.)

Untitled Document
 

Web-мастер

Система управления сайтом HostCMS v. 5