Английские ученые из Имперского колледжа в Лондоне и французского Медицинского факультета Университета Нижней Нормандии отобрали 256 добровольцев и усадили их в симуляторы полёта, используемые для тренировки летчиков гражданской авиации. Симуляторы представляли собой обычные кресла пилотов и имитировали качку на протяжении примерно 30 минут с отклонением кресла на 60 градусов. Во всех случаях этого времени хватало, чтобы у добровольцев появлялись симптомы укачивания.
Во время эксперимента испытуемые вполне интуитивно делали вдох на каждый наклон назад и выдох — на наклон вперед. Однако когда исследователи попросили их делать ровно наоборот — вдыхать на каждый наклон вперед и выдыхать на наклон назад, то симптомы укачивания появлялись намного позже. А при несовпадении ритма дыхания с ритмом качки — заведомо быстрее или медленнее, добровольцев начинало подташнивать еще позже, как пишет membrana.ru, на 50% по времени.
Недавно было установлено, что на равновесие и ощущение тела в пространстве влияют сигналы, посылаемые в мозг не только средним ухом, но и из области живота. Если эти сигналы не совпадают, а это происходит из-за большей удаленности области живота от мозга и большой ее массы, мы ощущаем приступы тошноты.
Вызывающие тошноту ощущения возникают при естественном ритме дыхания, а люди инстинктивно стараются дышать в такт качки. Таким образом, если постараться или даже научиться дышать не в такт с качающимся судном, самолетом или автомобилем, то можно преодолеть морскую болезнь. Это нелегко и, наверное, очень трудно сделать при длительной качке, например, во время шторма вдали от берега. Но при кратковременном пребывании самолета в зоне турбулентности качку можно попробовать «обмануть».